«Эволюция по-турецки» является неотъемлемым следствием соприкосновения турецкого (османского) менталитета с христианской средой. Обезображенный храм святой Софии – одна из главных святынь православного мира, ныне с полумесяцем на куполе стоящий в окружении четырех минаретов, не является частным случаем или исключение. Это правило, исполняющееся везде. Было оно било исполнено и на Кипре. На днях недавно избранный президент Кипра Никос Анастасиадис заявил о желании, а точнее — первоочередной задаче — решить проблему разделения острова. Уже в этом месяце состоятся первые встречи лидеров двух кипрских общин. Мы подробно писали о том, как произошло разделение острова в 1974 году.
Незаконно владея 38% острова, турки сделали попытку установить контроль над всем Кипром. В этом им решил помочь Кофи Аннан, разработавший план объединения острова. План Аннана ограничивал права греко-киприотов на возвращение в свои дома, разрешая при этом турецким переселенцам, приехавшим на остров после 1974 года, остаться на незаконно захваченной земле. Документ был вынесен на референдум, который прошел 26 апреля 2004 года. В отличие от греко-киприотов, голосовавших против плана, турецкая сторона поддержала идею большинством голосов. Важно отметить, что в голосовании с турецкой стороны участвовали не только турко-киприоты, но и турки, переселившиеся на остров после 1974 года. На момент голосования их численность вдвое превышала численность турко-киприотов. Не трудно догадаться, откуда появились пресловутые 65%, проголосовавшие за план Аннана – это в первую очередь турки-переселенцы.
Эволюция по-турецки сделала Кипр двух-общинным 350 лет назад: турки переселялись из обедневших районов Анатолии на Кипр, в результате чего создавался новый народ — турко-киприоты. Эти процессы продолжились после 1974 года, продолжаются они и сейчас.
Сегодня на оккупированной части Кипра 20% территории занимают турецкие военные базы, а коренные турко-киприоты (переселенцы XVII века) стали меньшинством.
На так называемом Северном Кипре (непризнанное государство) разрушено большинство православных храмов и монастырей. 55 церквей было переделано под мечети, 50 храмов и монастырей были превращены в склады, гостиницы, кинотеатры, общественные туалеты.
В нескольких монастырях расквартированы турецкие воинские подразделения. К примеру, этой участи подвергся монастырь, где в свое время служил великий кипрский святой, почитаемый во всем православном мире, Спиридон Тримифунтский.
Совсем недавно на Кипр были возвращены 4 иконы, датируемые XVI веком.
Иконы с изображением апостолов Петра, Павла, Иоанна и Марка были незаконно вывезены из Киринеи (северная часть острова) и проданы. Позже святыни приобрел коллекционер из Голландии, который в 1995 году решил выставить иконы на открытом аукционе.
Специалисты аукционного дома посчитали сомнительными представленные продавцом документы. Кипрские власти подтвердили принадлежность святынь Кипрской Православной церкви.
Необходимо отметить, что только в 2007 году Кипрская Церковь получила возможность предъявить официальные претензии на эти иконы. Для этого пришлось внести изменения в законодательство Нидерландов, не предусматривавшее ранее возвращение предметов искусства из частных коллекций прежним владельцам.
Это только лишь немногие из многочисленных эпизодов, иллюстрирующих «эволюцию по-турецки» в действии.
Сегодня, выступая на конференции ассамблеи ООН, президент Кипра Никос Анастасиадис заявил о необходимости скорейшего решения кипрской проблемы и объединения острова. Остается надеется, что у бывшего профессионального юриста хватит здравого смысла и доброй памяти в полной мере учесть уроки истории. И подумать чиновнику есть о чем.