Приходилось ли вам посещать археологические парки на Кипре? Если нет, то, наверное, вы что-то упустили во время вашего пребывания на острове. Ведь только здесь вы сможете наглядно познакомиться с древним археологическим и историческим наследием небольшого средиземноморского острова и прикоснуться к многогранной культуре, существовавшей много веков назад. О самых важных археологических заповедников Кипра мы сегодня и расскажем.
Древний город Курион
Этот важнейший археологический памятник Кипра расположен на побережье на расстоянии около 5 км к юго-западу от деревни Эпископи (Episkopi). Поднявшись на Курион, закройте глаза и просто представьте, как здесь жили люди в древние века.
Дошедшие до нас развалины Куриона датируются эпохой древних эллинов, римлян и раннего христианства. Как писал Геродот, победа захватчиков во время персидских войн (497 г. до н.э.) стала возможна только из-за отступления Стасенора, правившего городом-государством Курион. В результате последний царь Куриона Пасикрат стал воевать на стороне Александра Великого и штурмовал Тир с побережья Ливана.
В период владычества римлян Курион не только процветал экономически, но и являлся одним из центральных мест культа бога Аполлона, который был упразднен после принятия христианства жителями острова. Свидетельством этому является собор, который был сооружен в IV веке после сильнейшего землетрясения. После вторжения арабов в VII веке резиденцию епископов перенесли в соседнее поселение Эпископи, а Курион потерял свой статус.
Во время археологических раскопок в 1933 году был обнаружен древний театр, который построили примерно во II веке до нашей эры и использовали в течение четырехсот лет. Вполне возможно, что на его сцене ставились классические трагедии Еврипида, Софокла и Эсхила. Старинный театр не был забыт: в наши дни здесь также проводятся театральные и музыкальные вечера, во время которых зрители имеют возможность наслаждаться незабываемыми видами на Средиземное море с высоты птичьего полета.
Постройки Куриона пережили множество землетрясений, но многие из них сохранились до наших дней, например, Агора, дом Ахилла, публичные бани, руины дома Эвстолия с прекраснейшими римскими мозаиками.
Первоначально общественный дом Эвстолия строился как частное жилище, однако позже, после настила мозаичных полов и постройки бань, он превратился в общественное здание. Жилище Эвстолия состоит из 35 комнат, которые расположены вокруг 2 внутренних двориков и банного комплекса. Войдя в дом, каждый сможет прочесть приветственную надпись «Входи в дом счастливо и на благо». Слева от входа расположены комнаты для слуг, а полы украшены старинной мозаикой, на которой изображаются символы первых христианских обществ: павлин, рыба, куропатка и т.п. На самом верхнем уровне разместились бани, появление которых было связано с развитием древнегреческой цивилизации в ее классический период. В те времена бани, кроме места для очищения тела, гарантирующего физическое здоровье, служили также обычным местом встреч, общения и развлечений.
На юго-западной стороне расположилось жилище Ахилла, представляющее собой частично сохранившуюся римскую виллу с полами, украшенными мозаикой, которая датируется IV веком. Самой интересной считается мозаика, на которой изображена сцена, во время которой Ахилл открывает свое имя Одиссею при дворе царя Ликомеда. Предполагают, что это помещение служило местом для приема высокопоставленных гостей.
Неа Пафос
Неа Пафос находится на невысоком мысе юго-западного побережья Кипра. Как известно из письменных источников, он был основан в конце IV века до н. э. До конца II века до н. э. Неа Пафос приобрел значительную роль в качестве экономического и политического центра острова. Даже после захвата Кипра римлянами Неа Пафос оставался столицей Кипра. После разрушительного землетрясения IV века н.э. столица Кипра была перенесена в Саламин. Однако Неа Пафос все равно доминировал по сравнению с другими кипрскими городами и пришел в упадок только после арабских набегов в середине VII века. После упадка, продолжавшегося несколько сотен лет, Неа Пафос значительно уменьшился в размерах. Экономическое и политическое значение Неа Пафоса было восстановлено в периоды правления византийцев и средневековья.
До наших дней здесь сохранились прекрасные мозаики в домах Орфея, Тесея, Эона и Диониса, а также постройки римского периода: музыкальная школа Одеон, Агора и Асклепион.
Дом Диониса представляет собой роскошное сооружение греко-римского типа, комнаты которого располагаются вокруг центрального двора. Предполагают, что дом был построен в конце II века н. э., но после землетрясений был разрушен и заброшен. Площадь дома составляет около 2000 кв. м, из которых более 500 покрыты мозаиками, представляющими сцены охоты из греческой мифологии и сюжеты с изображением Диониса.
Дом Орфея также относится к богатым греко-римским домам с центральным двориком. Эта вилла была построена в конце II – начале III веков н. э. До наших дней дошла северная часть здания, где располагались термы и гостиные, богато украшенные напольными мозаиками. Самая большая мозаика представляет изображение Орфея среди зверей, в ее верхней части на греческом выложено имя хозяина дома Тита Гая Реститута. В соседней комнате мозаичные полы изображают сцену борьбы Геракла и немейского льва.
Дом Тесея, построенный во второй половине II века н. э., как считается, был резиденцией губернатора Кипра из-за своих значительных размеров (более 100 комнат). Большинство комнат покрыты мозаиками с геометрическими символами, также присутствует широко известная мозаика с изображением поединка Минотавра и Тесея. В самом большом зале, который, по всей вероятности, был залом для аудиенций, находится хорошо сохранившаяся мозаика, иллюстрирующая сцену первого омовения Ахилла.
В настоящей статье мы рассказали о двух самых значительных археологических парков Кипра, однако на них знакомство с историей и культурой острова не стоит останавливать. Ведь существует еще несколько менее крупных, но не менее значимых археологических заповедников, таких как Саламин, Хирокития, Аматус и множество других интересных мест.