В октябре в музее моря THALASSA в Айя-Напе прошла выставка «Керамика Средиземноморья». В ней приняли участие известные кипрские мастера прикладного искусства, представив свои работы, выполненные на морскую тематику.
Любители истории наверняка увидят в современных работах отголоски древних мотивов. И это понятно, ведь любое современное искусство не возникает на пустом месте. А кипрская керамика, появившаяся на острове более 6 тыс. лет назад, прошла очень длинный путь, впитав в себя традиции разных народов и культур.
История керамики Кипра
Первые памятники керамического неолита были найдены при раскопках древнего поселения Сотира у южного побережья острова уже в 4500 году до н .э. Многочисленные амфоры, фигурки богов, глиняная утварь могут нарисовать специалистам четкую историческую картину того, как развивались жизнь на острове.
Для каждого периода характерны своя форма, цветовая палитра и тематика декоративного рисунка. Так, например, особенностью керамического неолита (4000 г. до н.э.) является роспись красным по белому. Знаменитая чернофигурная вазопись появилась в Коринфе в VII в. до н. э. и попала на Кипр с кораблями древних греков. Затем в V в. до н. э. греческие мореплаватели привезли из Афин амфоры с краснофигурным рисунком. Многие археологические находки, добытые на раскопках древних кипрских городов, пополняют сейчас музейные коллекции разных стран мира. К примеру, известная ваза из красной глины, датируемая 2300-1900 до н.э., хранится в музее Гетти в США.
Тем, кто испытывает неподдельный интерес к истории искусства Кипра и хочет пополнить свои знания, стоит посетить государственный исторический музей в Никосии. Там довольно подробно представлены все этапы развития острова, и собрана богатейшая коллекция археологических находок из всех древних городов Кипра.
Из прошлого – к настоящему
Но вернемся к прошедшей выставке. С некоторыми из участников мероприятия удалось пообщаться и узнать их мнение о том, чем живет и как развивается современное прикладное творчество на Кипре.
Господин Васос Деметриу – президент кипрской ассоциации художников-керамистов – является завсегдатаем большинства керамических выставок, проходящих на Кипре. Его творческий путь начался в 1981 году. С тех пор он был участником и победителем многочисленных выставок и конкурсов в разных странах мира. Получив среднее образование на Кипре, в 1978 году он отправился в Италию в город Фаэнца, где получил художественное образование в Instituto d’Arte per la Ceramica (Институт искусства керамики). После возвращения на Кипр он основал свою школу-студию керамического искусства, где работает и преподает на данный момент.
«Безусловно, в последнее время интерес к керамическому искусству, да и вообще искусству в целом, сильно сократился. Для большинства киприотов творчество не является делом первостепенной важности. Но некоторые туристы, в основном англичане и русские, приезжая на отдых на Кипр, посвящают часть своего времени керамическому творчеству.
Хотя для тех, кто искренне любит свое дело, наличие заинтересованности общественности не имеет большого значения, ведь керамическое ремесло существовало во все времена», – говорит господин Деметриу.
Еще одним участником, представившим свои работы на выставке, был господин Ставрос Ставру. Уроженец города Фамагусты, он также учился искусству керамики в Италии в городе Фаэнца. Сейчас живет и работает в Ларнаке, но всерьез задумывается переехать в Италию. Считает, что там люди более чувствительны и восприимчивы к любым видам искусства. Что касается Кипра, то он тоже отмечает значительный спад интереса к прикладному творчеству, особенно у молодежи. И с появлением компьютерных технологий говорить об увеличении интереса в ближайшем будущем не приходится. Несмотря на то, что господин Ставру оказался очень интересным собеседником, разговор наш явно имел минорные нотки.
Взгляд в будущее
Многие махнут рукой и скажут, что маленький Кипр не может отражать отношение людей к культуре и прикладному искусству в мировых или хотя бы в европейских масштабах. И что Кипр никогда не сможет в этом плане соперничать с городами Италии, Франции или России. На что можно ответить, что когда-то давно этот маленький остров уже был тем самым центром средиземноморской цивилизации. И время расставляет свои акценты. И потом, многие ли молодые жители, к примеру, культурной столицы России – Петербурга – с охотой ходят в театры и музеи? Многие ли предпочтут посещение студии керамики сидению перед компьютером? Известна статистика: многие молодые петербуржцы бывали в Эрмитаже не более одного раза. Поэтому, наверное, для всех стран прогноз не очень утешительный и над этим стоит, по крайней мере, задуматься.